Валентин Грудев

14 июля 2007 г.

"МП", Часть VII


Американцы стремятся сделать из человека хорошего специалиста, видят в человеке всего лишь исходный материал для этого, а у русских самое важное - чтобы человек был хороший; они видят в человеке и хотят видеть прежде всего человека - хорошего, доброго, справедливого. А нас пытаются убедить, что мы похожи, чуть ли не одинаковы - да ничего общего!

*

Мы по природе своей - гуманитарии, американцы (и - шире - европейцы) - технократы. А из нас технарей хотели сделать. Как бы не так.

* * *

Из всех европейских народов только русский самодостаточен и самоценен - потому что имеет полновесную, полноценную историю, полнокровный исторический опыт, вместивший и историю античных римлян и греков, и средневековую историю европейских народов (в первую очередь французского); сейчас у него капиталистическое (вернее, буржуазное) настоящее, а впереди национальное социалистическое будущее, - ту историю и тот опыт, которыми по отдельности не обладает ни один из европейских народов (а только в совокупности - как Сообщество народов Западной Европы). Русские довольно поздно начали, но зато проходят весь курс общеевропейской школы целиком, а поэтому они как народ в конечном итоге будут первыми учениками. И нет в этом никакого шовинизма - одна голая историческая правда.

* * *

Запад давно уже вопиёт: остановись, мгновенье! Осталось только прийти Мефистофелю и забрать его душу.

* * *

Женщины позже мужчин умирают, но раньше старятся. Мораль: не женитесь на одногодках, берите в жёны девиц помоложе.

* * *

Как акула, запутавшись в сетях, засев намертво на крюк, от обездвиженья задыхается и погибает, так и трудоголик, будучи предоставлен самому себе, может свихнуться от безделья.

* * *

У американцев ум техногенный, технотронный; у русских - гуманитарный. У нас и у них - разная иерархия ценностей. Для нас важен сам человек и его качества - его внутренний мир и духовное богатство: доброта, кругозор, знания, образованность, широта взглядов и разносторонность интересов... (И не надо пытаться сделать из русских американизированных тупорылых роботов - всё равно ничего не выйдет.) Для американцев важны умения и навыки человека, материальный достаток, успех и богатство. У нас - цивилизация для человека, у них - человек для цивилизации (утилизация личности). Американцам принадлежит настоящее, русским - будущее.

* * *

Западный человек - хомо фабер, хомо габuлuс, человек деятельный, умелый. Русский - хомо сапиенс, религизно-духовный. В западном человеке главное - деятельно-материальное начало. В русском - созидательно-духовное. Взгляд западного человека обращён вовне, взор русского - внутрь. Pycский человек - есть условие и возможность непрерывности самопознания человечества. Русские - самопознающее начало человечества. (С уходом с исторической сцены античных греков с их бесподобной рефлексией.)

*

Мы не можем ни догнать, ни перегнать Америку, потому что играем на разных площадках, в совершенно разные игры.

*

А вот Европа (в отличие от Америки) тоже когда-то демонстрировала образцы высочайшей духовности - в Средневековье, злонамеренно ославленное мракобесами «тёмным» и «мракобесным».

*

Ирония истории - советское Средневековье было в точности таким, каким изображали советские авторы западноевропейское: тёмным, мракобесным, жестоким, кровавым, суеверным, глумливо-безбожным, преступным. Сами себя высекли. Изваяли прямо-таки монументально, выговорили всё, что на уме и за душой было.

* * *

Если до 1917 года в России была (по внутреннему, поддающемуся расшифровке смыслу) эпоха трагических случайностей, драматических обмолвок, ошибок, недоговорённостей и возможностей, то - после семнадцатого - наступила эпоха Рока (как его понимали древние), таившая в себе сколько угодно сюжетов для трагедий, эпоха трагедии в самом высоком и точном смысле. (Эпоха трагедий Шекспира.)

* * *

Идеал Америки - злато, Европы - сила, России - правда. («Всё моё, сказало злато; всё моё, сказал булат...»)

* * *

Приобретая хорошие манеры, учатся скрывать изъяны ума и характера.

*

За хорошими манерами нередко скрывается обыкновенная стервозность.

* * *

Тогда и Господь Бог расист и националист - ведь это Он разделил людей на расы и нации.

*

В Америке как ни стараются перемешать расы, постоянно встряхивая старый, доставшийся по наследству от отцов-основателей расовый коктейль, а они всё распадаются на прежние разноцветные фракции.

(Оправдание Симпсона, негра, подавляюще негритянским же по составу жюри присяжных при несомненной его виновности. Это только в голливудско-дримреалистических фильмах-сказках Америка едина, и белый и чёрный в ней друг другу товарищ и брат.)

* * *

Первый Рим, античный, - Рим материальный, государственный, имперский, управитель народов и вершитель мировых судеб.

Второй Рим, Византия, - Рим духовный, православный.

Третий Рим, Москва, - Рим и материальный, государственно-державный, и духовный, христианский, православный. Синтез обоих Римов, и потому это Рим непреходящий, несменяемый, вечный.

* * *

Истинные причины большинства наших поступков достаточно низменны, и поэтому их невольно приукрашивают, скрывая, в первую очередь от самих себя, их подоплёку.

* * *

У европейцев черты резкие, волевые, приземлённые, выдающие приверженность и предрасположенность к материальному. У славян, и у русских в частности и в особенности, - мягкие, округлые, мечтательные, выдающие отрешённость от материального, неудачливость в земных делах. Но если Бог существует, то мы к Нему ближе.

* * *

Спорт - это активный отдых культурных людей, их физический, мускульный труд. Трудоголики же отдыхать не умеют - только бездумно, беспробудно, безрадостно, безостановочно вкалывать.

*

Трудоголики, вчерашняя деревня, перебравшаяся в города, в свободное время вкалывают на своих «дачных», садово-огородных участках. Для них отдыха не существует (разве что в пьяных застольях), а только работа - за деньги, по найму, для себя на огороде. Времени и места для отдыха у них нет, а есть только труд и огородные грядки. В России строй - капиталистический, а бытовой уклад и мышление (основной массы) - средневековые, деревенские, феодальные, привычки и понятия времён натурального хозяйства.

* * *

Лучшие всегда остаются, а не уезжают, не убегают, не смываются скоренько, когда Родине становится плохо. Лучшие остаются - и в этом тоже надежда России.

*

Поэтому первая русская эмиграция, абсолютно вынужденная и потому единственно подлинно русская, так стремилась назад в Россию - потому что были изгнаны, выброшены, исторгнуты действительно лучшие. Все последующие возвращаться не думают. И тем самым определили себе настоящую цену. Россия ничего не потеряла, потеряв их. Важно не то, какой ты специалист, хороший или плохой, а какой ты человек - хороший или плохой.

* * *

Анна Ахматова как-то заметила с упрёком, что у Есенина нет ни одного сделанного стихотворения (какой же он после этого мастер). Вот именно! Какая нечаянная и саморазоблачительная похвала. Есть просто поэт, природный, органический, а есть сделанный поэт, и последним несть числа.

* * *

«Сделай сам» - это был экономический принцип советского натурального хозяйства. Починить телевизор, перекрыть крышу, отремонтировать водопровод, машину, сшить брюки - всё только сам, никого не допросишься ни за какие деньги. А у «специалистов», ремесленников-кустарей, - и дорого, и скверно. Если хочешь что-то сделать, сделай это сам. А когда жить? И швец, и жнец, и на дуде игрец. Только почему-то хреновый. Каждого стремились превратить в мастера-самоделкина. А превращали в мастера-ломастера.

* * *

Русскому человеку никогда не везло, ничто не плыло само в руки, за всё приходилось платить сполна - и в этом подлинное его везение, потому что всему теперь он знает истинную цену.

* * *

Потакая своим аутсайдерам и маргиналам, американцы заклинают Судьбу. Америка - единственная страна, которой по карману содержать многочисленный люмпен-пролетарский слой, обеспечивая ему такие условия, при которых он не только благополучно существует, но и увеличивается, стремясь стать влиятельным классом богатого и больного общества. Откупаясь от паразитов сейчас, имея для этого пока ещё достаточно средств, Америка пестует свою погибель в будущем, когда эти средства рано или поздно иссякнут. Америка чревата своей погибелью уже сейчас, только дай Бог, чтобы эта вселенского масштаба катастрофа случилась не при нашей и наших детей жизни.

* * *

В наших городах преобладает деревенский уклад жизни, потому что в них преобладают недавние выходцы из деревни, привнёсшие в городскую жизнь привычки жизни деревенской.

* * *

Знаменитая формула Прудона: собственность есть кража - классика для России.

* * *

Советский Союз распался, и это знак Божий, что пора заняться Россией и делами русских, внутренними землями и городами, а не обустройством национальных окраин. Но те же безбожники в правительстве, и ничего не слышат, не видят и слышать не хотят.

* * *

Кочевники были хорошими воинами, но плохими солдатами, неспособными к тяготам регулярной службы. Поэтому, в конечном счёте, они и сошли с исторической сцены, уступив её оседлым, земледельческим народам.

*

Аграрно-крестьянский военный строй России. Деревня, крестьянство всегда поставляли лучших солдат-воинов. Крестьянский Рим был непобедим. Крестьянская Россия - тоже.

*

Лучшие солдаты - пахари: терпеливые, выносливые, дисциплинированные.

* * *

Жить на Западе удобно, но скучно и неинтересно. Русский человек, выросший в условиях русской духовности, там просто задохнётся. Ему до всего есть дело, он всё хочет знать, во всё вникнуть, во всём разобраться. Мы ужасно деятельны и ужасно любознательны, не надо на нас наговаривать: мы ленивы и нелюбопытны только тогда, когда нам это выгодно. (А сейчас выгодно быть деятельным и любознательным.)

* * *

Кто лучше - кто трусливо бежит с поля боя или кто, сражаясь до конца, погибает? Кто первым, расталкивая женщин и детей, бросается в первую же шлюпку, спущенную на воду с тонущего корабля, или кто, имея возможность покинуть его, сознательно пренебрегает ею? Кто лучше - идущие до конца и не уклоняющиеся от верной гибели Сократ и Томас Мор или преуспевшие в жизни и понаторевшие в искусстве выживания и мимикрии Талейран и Фуше? Поэтому не стоит заблуждаться насчёт тех, кто уехал, удрал, смылся из России в её трудную, переломную, судную годину. На Родине остались лучшие.

*

Пример Америки (и Канады с Австралией) - ни одного великого, тем более гениального, ума, философа, писателя, поэта, художника - ни одного своего, доморощенного гения. Зато масса спецов - нобелевских лауреатов, зачастую заезжих, заёмных. Не родятся умы среди беженцев, только на своей, родной, унавоженной телами и духом предков культурной почве.

*

Россия ничего не потеряла, будучи покинутой многими, просто сбросила рухлядь, обветшалое, освободив место для нового, для новых людей, которые станут работать не для того, чтобы, нажив капитал, благополучно улизнуть: в конце концов и у русских должно быть не меньше оснований для национальной гордости и патриотизма, чем у американцев, - только основания, конечно же, совершенно разные - у тех гордость оттого, что живут в самой богатой стране, а у русских - что живут в самой духовно богатой.

* * *

Чувство собственного достоинства предполагает его наличие в любом другом человеке и безусловно уважает его.

*

Уважение к ближнему - это прежде всего уважение к самому себе. Hе уважающий других не способен уважать и себя.

* * *

Кого Бог любит, того приготавливает... к смерти - через болезни, неудачи, крушение надежд, утрату близких, разорение, житейские неурядицы, катастрофы и т.д.

* * *

Россия - христианская страна. Пока не поймём этого, ничего хорошего не будет и к лучшему ничего не изменится - никакие заклинания, схемы, шаблоны, советы и заморские рекомендации не помогут.

*

Русские - христианский народ. Возрождение России невозможно без возрождения русского народа, а его не возродишь без возрождения Православия. Поэтому в будущем Россия - христианская страна или, на выбор, магометанская.

* * *

Средневековые улочки российских городов, городков и городишек. Узкие, кривые, немощёные и неасфальтированные, разбитые, непролазные и непроезжие в распутицу, неосвещённые в темень, без канализации, без газа, без стока. Льют в разбитые колеи помои, сваливают без разбора всяческий мусор: банки, склянки, черепки, гвозди, шифер, пытаясь засыпать подолгу непросыхающие лужи, в которых дети из окрестных домов пускают кораблики. Гонят по этим улицам коров, коз, а кто не гонит, держит свиней, кур, гусей, уток; и кругом грязь, вонь, пыль, дым от сжигаемой травы, ботвы, опавших листьев, ненужного и способного гореть хлама (могут спалить и мешки из-под дуста, завалив, задушив ядовитым дымом округу). И мышление, и ум, и представления, и кругозор - всё под стать средневековому быту. Всё ещё средневековое в средневековой пока России.

* * *

Психоанализ - изобретение не-христианского ума и не христианского ума дело.

* * *

Бог не любит Америку - она слишком для этого богата. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. Праведный труд не ведёт к богатству, самое большее, к сносному достатку. Подлинное богатство - духовное. Америка материально богата (до неприличия даже), но духовно убога...

* * *

Почему мир, затаив дыхание, с замиранием сердца слушал Толстого, внимал ему, ловил, боясь пропустить, каждое его (подчас пустое) слово? Потому что он боролся со своей Родиной, боролся с Россией. Был анти-Антеем, укреплялся, черпал свои силы в борении с родной землёй. Потому-то мир и рукоплескал ему, что бодался он не с дубом, а с Россией.

*

Почему Англия покровительствовала политическим эмигрантам (выходцам из Франции, Германии, Австро-Венгрии, России)? Потому что это были враги её врагов и её потенциальные союзники. Покровительница гонимых, себе на уме, добрая старушка Англия.

Так же и Америка - враги её врагов её друзья: покровительство «диссидентам» (из стран Восточной Европы и СССР). Нам бы их настойчивость и последовательность в осознании и отстаивании своих национальных интересов.

* * *

Была история и с точки зрения классовой борьбы, труда и капитала, была и с точки зрения борьбы демократии и свободы с тоталитаризмом и тиранией... Не было только честной истории, истории того, что было на самом деле. И неизвестно, когда будет.

* * *

Ссорят народы политики, которые чаще воплощают, отражают и концентрируют пороки и изъяны своих народов, нежели их достоинства и добродетели.

Народы чаще всего ссорятся из-за своих политиков, которые, ссорясь между собой, стравливают народы для выяснения отношений.

*

Ссорятся политики, а дерутся народы, неся все убытки от драки. Одним - награды да золотишко, а другим - синяки и шишки.

* * *

Не мыслящий тростник, но флейта из него. (А тростник-то не сахарный.)

* * *

Попристраивали жён, детишек, зятьёв в Штатах, в Англии. Будь я на их месте, я бы, наверное, так же сделал. Будь я на их месте... Но я никогда не буду на их месте.

* * *

России не нужно было отдавать Севастополь, как не отдала Англия Гибралтар. И за Южные Курилы нужно держаться, как Англия держится за Мальвины. В конце концов нужно чему-то учиться у столпов свободы и демократии.

* * *

Оказавшись на вершине власти, политик перестаёт проводить свою волю, а становится орудием - или игрушкой - Высших сил.

* * *

Сосредоточившись на внутренних делах и проблемах, Россия и русские примутся - деваться некуда - за возрождение собственно русской, в русских национальных рамках, культуры - тогда и начнётся (да она уже исподволь и началась) русская эпоха Возрождения.

* * *

Странные мы люди, странный мы народ - в почёте у нас не святые подвижники, а различного рода сомнительные личности - Есенин, Высоцкий, актёры, музыканты, люди весьма сомнительных нравственных качеств, своего рода образцы беспутно-распутной жизни. По ним равняемся, по ним равняют. А образцы истинной нравственности пылятся в чулане, в запасниках.

* * *

Слабость нередко выступает в обличье силы, решительности, мужественности; сила же подчас скрывается под личиной слабости, застенчивости, робости.

* * *

Когда перестанут носиться с певичками, актёришками, словоблудами и борзописцами, тётями и дядями в телеящиках, писателишками и поэтишками, чтецами-декламаторами и краснобаями-проповедниками-вещунами, прорицателями-провидцами-экстрасенсами, а начнут уважать пахарей и учителей, воинов и лекарей, стариков, детей и матерей, жалеть слабых, больных, обобранных, обездоленных, раздавленных и посрамлённых, оплёванных, зачуханных и затюканных - вот тогда и наступит вразумление России.

* * *

Столичные жители умеют и любят всё, кроме одного - делать дело. В этот, по-русски неподъёмный, воз они предпочитают впрягать провинциалов - пущай себе привычно надрываются.

* * *

В России нужно жить одним днём.

*

Если хочешь прожить долго, научись жить одним днём.

* * *

«Лишние» люди появились в России, когда в рабовладельческой стране завелось европейское образование, позаимствованное в странах, перешедших на путь буржуазного развития или готовившихся стать на этот путь. Географически и исторически, во времени и пространстве соседствовали три социально-экономические системы: paбовладельческая, феодальная на излёте и буржуазная. Черпать и заимствовать друг у друга можно было, даже похожей на другую можно было стать, но не перемениться по сути.

Как ребёнок, даже копируя взрослого, подражая его привычкам, может выучиться сквернословить и курить, но не сможет взвалить на себя бремя ответственности взрослого человека, не сможет, находясь в непосредственном контакте со взрослыми, сам быстрее подрасти - потому что это невозможно физиологически, так и близость разных систем не могла существенно повлиять на их развитие.

Молодые русские люди получали образование, пригодное для жизни (и обусловленное потребностями этой жизни) в буржуазных странах, а в условиях рабовладельческого общества большинство приобретённых за границей знаний, прежде всего гуманитарных, оказывалось и ненужным и неуместным. «Лишние» люди начались, наверное, с Радищева, что само по себе показательно. Специальные технические знания, знания из области точных наук были вполне ко двору, и обладавшие ими вполне находили своё место в жизни, если не пытались выходить за их пределы, - и римлянам не повредила бы артиллерия, галеоны и соответствующие баллистические и навигационные науки, будь где им их почерпнуть, как смогла это сделать Россия. А вот гуманитарные знания, при отсутствии гражданского общества и общественной жизни, делали их обладателей несчастнейшими людьми, людьми, лишёнными почвы и поприща, настоящего и будущего, своего места в жизни, делали их действительно лишними людьми, пробудившимися раньше времени, не ко времени, летними цветами, которых заставили зацвести в зиму.

Патриархальность, деревенский уклад жизни и рабовладельческий государственный строй делали ненужными многие гражданские специальности, профессии, призвания, и обладавшие соответствующими знаниями, и благодаря этому обнаружившие у себя соответствующие способности и призвание, всюду чувствовали свою никчёмность, ненужность, какую ощущал сосланный в деревенскую глушь первоклассный портной или повар.

*

Русские «лишние» люди были европейски-гуманитарно образованными людьми в рабовладельческом (а потом и в советско-феодальном) обществе.

* * *

И хорошие писатели когда-то плохо начинали.

* * *

Уровень компетентности и порядочности чиновников стал намного ниже, а уровень коррумпированности - несравненно выше, чем был при коммунистах.

* * *

Феодально-сельский строй сменяется буржуазно-городским. В этом суть перехода от феодализма к капитализму. Город, городской уклад побеждает, подчиняет, вытесняет деревню (т.е. натуральный уклад, характер, в том числе и городской, жизни) из города и хозяйственной жизни страны в сельскую местность.

Деревня натуральна (самодостаточна, замкнута по характеру своему) от природы; город - это, в конце концов, рынок. Рынок подтачивает, разрушает натуральное хозяйство деревенского уклада. Начало этого процесса мы и наблюдаем в России.

* * *

Ленивые редко ошибаются, зато часто спотыкаются.

*

Что-что, а свою яму ленивый всегда найдёт, на свои грабли всегда наступит.

*

Бездельник избегает ошибок, но нарывается на неприятности.

*

Кто ничего не делает, тот зависит от чужих ошибок.

*

Нередко бездельники имеют вид очень деятельных натур.

*

Нет более утомительного занятия, чем безделье.

*

Бездельники обожают упрекать других в недостаточной активности. Это лучшие учителя трудового воспитания.

*

Досуг - вот проклятие для бездельника.


* * *

Два бесценных дара - жизнь и время - даются нам даром. Поэтому мы так расточительны и небрежны в обращении с ними.

* * *

...Нужна ли Европа России? Но христианский мир должен рано или поздно объединиться - в этом спасение и для России, и для Европы. Не будет уничтожения Европы, а будет её сохранение, спасение, вдохновление. Россия немыслима без европейской культуры (и техники), неотделима от неё, а Европа беспомощна без русской духовной силы. Спасение Европы - в России, когда-нибудь она поймёт это.

* * *

На Западе, на Закате. Закат на Западе, а Запад на Закате.

* * *

Милосердие - вот что более всего к лицу монарху, повелителю, сильному человеку вообще.

*

Милосердие личит властителю и лечит власть.

* * *

Управление Россией должно перейти к гуманитариям. Технократы её снова погубят - у них никогда не было ни перспективы, ни кругозора, ни знания прошлого, ни малейшего представления о будущем, да и о настоящем они всегда имели понятия не больше навозного жука, упёртого взором в свой навозный шарик.

Это ведь они о себе сами сказали - хотели как лучше, а получилось как всегда. Это их кредо. В то время как кредо гуманитария-управленца - не навреди.

* * *

Чего в Америке не сыскать, так это женственности. А ещё более - мужественности. Лицо не мужское и не женское.

*

У Америки не женское лицо. Но и не мужское.

* * *

Несмышлёного, непонятливого, несообразительного тугодума у нас до сих пор кличут «турком» - ты что, турок? Было над кем потешаться. А теперь? Турки над нами потешаются. Туркам мы на смех.

* * *

Всё продаётся и все продаются. Торгуют и торгуются все. Всё на продажу. Нужно пройти и через это.

*

Мерзость коммунизма сменилась мерзостью меркантилизма. Конформизм сменился продажностъю.На смену многим невежественным пришли немногие продажные.

*

Москва - Большой Торжок.

* * *

Почему Россия беднее, и намного, Англии и Америки, своих вековых, непримиримых соперниц, с которыми не раз мерилась силами и которым, по правде, неизменно проигрывала? Да потому, что они вечно стаскивали на себя со всех земных углов одеяло, а Россия, стаскивая с себя, отдавая, отрывая от себя и своих детей последнее, на всех одеяло натягивала. Как же было не подорвать здоровье и серьёзно не заболеть?

*

Почему русские живут беднее почти всех европейских народов? А легко, взяв под своё развивающее, предохраняющее от гибели покровительство прорву народов и пространств, легко ли, взяв под опеку континент (подобный Европе), не споткнуться, не надорваться? Римляне потянули эту лямку, да и сгинули. А русские, хоть и вымирают понемногу, но ещё живы, не собираются исчезать, растворяться в исторической дали. И то неплохо. Только двум народам оказалась по плечу миссия мирообразования; одного и след давно простыл, а другой ещё жить собирается. И слава Богу!

*

Русские не умеют брать, но умеют давать. И, к сожалению, раздавать.

* * *

Работая на рынок, профессионально, ради денег, невозможно вести натуральное хозяйство: всё для себя, с собственного огородика собственноручно выращенные огурчики в рот - некогда!

Деревенско-натуральный уклад нашего хозяйства (ведомственные дома, детсады, ясли, котельные, магазины, дома отдыха и подсобные хозяйства и т.п.) вымирает - но живы ещё его носители, хранители, двужильные и трёхжильные ревнители. Хоть жил у них и больше всякой разумной нормы (а иначе не выжили бы), но жизнь-то одна, и рано или поздно она кончится, а с нею и охотники - после работы, вместо отдыха и отпуска и пенсионного коротенького осеннего вечерка - ещё и ещё работать, дома и на огороде. Куда японцам до русских! Это в столицах после работы отдыхают, по крайней мере принято, - остальная Россия работает, вкалывает, если не сказать хуже. Потому ещё и жива!

* * *

Россия ни «третьих мировых», ни «холодных» войн никому не проигрывала. Это всё голая риторика западных политиков-хвастунов, сплетших себе из своих же собственных словес обличье сильных личностей.

Россия переживает свою очередную мутацию, эпоху перехода из одной общественно-экономической формации в другую. Она скинула старый прочный защитный панцирь, из которого выросла, и сейчас временно беззащитна. А это её состояние временной уязвимости, слабости, беззащитности западные политики-слабаки приписывают результатам своей «сильной политики». Россию сейчас стремятся обидеть, лягнуть, по-мелкому ей отомстить, принимая за смертельно раненного зверя, уползшего издыхать в своё логово. А это всего лишь очередная историческая линька. Пройдёт время, и оденется Россия в новую непрошибаемую броню и станет снова неуязвимой для своих врагов и недругов.

* * *

Кто умеет - делает. А кто не умеет, но хочет иметь (хорошо), - лезет в политику.

* * *

России предоставилась возможность сбросить и поменять панцирь государственности в благоприятнейших внешних условиях. Она беспомощна, уязвима, но воспользоваться этим по-крупному некому. Бог любит Россию. (А не Америку.)

* * *

Октябрьский государственный переворот 1993 года в России можно уподобить термидорианскому перевороту 1794 года во Франции. Только тогда выразителем интересов буржуазии и победителем был Конвент, а у нас в проигравших оказался ретроградный парламент - Верховный Совет, последний оплот сошедших с исторической сцены советских коммунистов.

* * *

Сначала Запад приветствовал и поддерживал демократизацию России, а потом объявил о своей победе над нею. Ни больше ни меньше. Вот так самохвалы-хлестаковы (Буши, Рейганы и Тэтчеры) приписали себе то, что им никогда не принадлежало и принадлежать не будет, потому что не было главного - поражения России.

* * *

Цари-самодержцы-императоры были далеки от народа и жили (во дворцах, в столице, в Петербурге) у него на виду, рядом, в его гуще, жизнь их была прозрачна и проницаема.

Большевики, эти «слуги народа», сразу удрали с глаз долой, подальше, в Кремль, да так по сию пору и сидят за кремлёвской стеной, радетели народных интересов. Чем дальше от народа, тем ближе к нему. Вот так.