Валентин Грудев

14 июля 2007 г.

"МП", Часть IV


Внезапно сменили репертуар, и те роли, которые мы разyчивaли, к которым сызмальства готовились, оказались не нужны, а переучиваться уже поздно. Вместе с пьесой нас выбросили за ненадобностью на помойку. Со своими так не поступают.

* * *

Хитрость - суррогат ума. Умный стремится Судьбу разгадать, понять, (а поняв, поступать в соответствии с предначертанным), а хитрый - обмануть, постоянно при этом попадая впросак, оставаясь вечно одураченным. Хитрость - ум дурака.

* * *

Жизнь - непредсказуема. Говорят: такой-то непредсказуем - когда сама жизнь непредсказуема.

* * *

Без Бога жизнь абсурдна, и поэтому необходимо веровать.

*

Верую, ибо абсурдно. Гениальная логика!

* * *

История - это процесс самопознания человечества.

* * *

Пятьдесят лет победы над Германией. Всё плачут, что мы, мол, победители, а живём хуже побеждённых, кто же тогда выиграл, и кто проиграл и т.п. Да за полвека можно, выиграв одну войну, десяток других проиграть! Heужели думали всю оставшуюся жизнь почивать на лаврах? Просто следующую войну проиграли, а побеждённая ранее Германия оказалась на сей раз на стороне победителей. Да, мы чемпионы мира, но 1945 года, а на дворе уже не то что другой век, а другое тысячелетие, и чемпионы совсем другие.

* * *

Феодалы стали буржуа. Феодалы и их управляющие. Были при собственности, у собственности, а стали собственниками. Но продолжают держать себя временщиками.

*

Когда коммунизм приказал долго жить, коммунисты, вознамерившись стать капиталистами, приказали народу строить капитализм.

* * *

Такой дикости, как средневековые костры инквизиции, в «дореволюционной» России не было и быть не могло - они появились позже, при большевиках - в Советское Средневековье.

* * *

Человека нужно искать не среди людей, а вдали от них, и не в них, а в себе.

* * *

Мнимое удобство, мнимая соблазнительная выгодность атеизма. Для обделывания своих земных делишек - делишки, может, и будут обделаны, а вот дело жизни будет загублено.

* * *

Человек взрослеет и осознаёт свою родовую или национальную принадлежность; народ взрослеет и становится нацией. Нация - это зрелый народ, сплочённый и умудрённый историческим опытом. Это период зрелости, мудрости народа.

* * *

У американцев. Если ты такой умный, то почему ты такой бедный? У русских. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. На том стоим и, как видно, вместе нам не сойтись.

* * *

В Судьбу охотно верят те, кому она благоприятствует. Неудачники предпочитают её клясть.

* * *

Один свидетель - не свидетель, один судья - не судья, один критик - не критик. И только художник, поэт, мыслитель, пророк всегда один.

* * *

Учёный-рационалист-вивисектор и поэт-пророк-духовидец никогда не поймут друг друга и не найдут общего языка. Но при этом первый пытается изучать и критиковать второго.

* * *

Все дети безгрешны, а потом просыпаются страсти и начинаются искушения. Если с детских лет наставлен в истинной вере, пору испытаний пройти легче, так как не мучаешься поиском смысла жизни, он тебе уже открыт, а если не просвещён своевременно и бредёшь в потёмках, то велика вероятность, что заплутаешь и пропадёшь. Кому с детства открыт свет Евангелия, тому легче: это надёжный маяк в ненадёжном житейском море, где многие ищут соблазнить и погубить.

* * *

Крестьянин-пахарь, ремесленник-рукодельник, солдат-воин, священник-пастырь, учитель-наставник, врач-целитель, купец-торговец, промышленник-заводчик - вечные столпы нормального жизнеспособного общества.

А что такое рабочий класс - пролетарьят? Да так, сегодня он есть, а завтра нет его, никому и не нужен, упразднён за ненадобностью - не важный, преходящий элемент истории. Выбрали неверную опору - и рухнула вся социальная конструкция.

*

Только в России и сыскался пролетариат, в прямом, античном смысле; на него-то и сделали ставку в «пролетарской революции».

* * *

Были детьми, играли вместе, выросли - стали: кто евреем, кто армянином, и только один не понимает, что с его бывшими друзьями стало, - ведь были вроде все людьми? Это русский - национальное ему тесно, неудобно, мешает.

* * *

Детство - напоминание о наших прародителях: о безгрешном детстве человечества в неведении добра и зла.

*

Дети невинны - и поэтому в них спит совесть; они не знают, что это такое - угрызения совести. Какие ещё нужны доказательства, что человек произошёл не от обезьяны? Сапиенти сат - разумеющему достаточно.

* * *

Сколько же у нас трудоголиков! Судя по их количеству, нас ожидает будущее Японии или, на худой конец, Южной Кореи. Если бы только алкоголики не мешали - их ведь не меньше.

* * *

Работаем, уже сейчас, как трудоголики, а живём, как алкоголики.

* * *

Россия никогда не будет стопроцентно рыночной страной с буржуазной демократией западно-европейского толка - или не будет России.

В России, как оказалось и как доказали нам и всему миру горе-реформаторы, экономически невыгодно развивать промышленность, поддерживать на плаву огромные - особенно северные - территории и отрасли - особенно сельское хозяйство, содержать науку, заботиться о здоровье народа и тем более способствовать превращению его в нацию. А экономически, оказывается, выгодно превратить Россию в колонию и отхожее место «мировой цивилизации», держать народ и народное хозяйство в чёрном теле и длить это состояние как можно дольше. Так что экономическая целесообразность и рентабельность не выгодны для России; то, что экономически выгодно, для неё разорительно, губит её.

* * *

Россия управляется сверху - или никак.

* * *

Мы вполне европейская страна, только с отставанием в двести лет. Но это ещё большой вопрос, плохо ли это?

* * *

Пока народ сыт, пьян и с носом... в табаке, никакие серьёзные потрясения стране и режиму не грозят.

* * *

Собственность, как и свобода, которую она обеспечивает, - это прежде всего ответственность, а потом уже всё остальное.

* * *

Посмотреть на всех наших политиков, так можно подумать, что политика - это отхожий промысел неудачников, последний для них шанс преуспеть в этой жизни. Преуспеть за наш счёт, всех нашедших себя и успешно работающих в этой жизни.

* * *

Политика - занятие для тех, для кого слава дороже денег.

* * *

Коммунисты-феодалы становятся капиталистами-демократами - забавно наблюдать этот дикий метаморфоз: ожидали, что из куколок выпорхнут очаровательные бабочки, а выползли новые, не менее мерзкие и ещё более прожорливые - гусеницы.

* * *

Лучше быть хорошим учителем (пусть и с мизерной зарплатой), чем плохим экономистом.

* * *

Вечная мечта бездельника - спать спокойно и грести деньги лопатой.

* * *

Все поголовно воруют, все поголовно лгут, Русь снова нужно крестить: Русь поголовно расхристана!

* * *

Советский учёный был самым верующим учёным на свете... в торжество идей марксизма-ленинизма.

* * *

Марксизм рухнул не потому, что проиграл «историческую схватку», а потому что всегда, как и атеизм, был ложью.

* * *

Песню Вертинского о Сталине, как и пьесу Булгакова о нём же, не разрешили к исполнению (а пьесу Булгакова к постановке) не потому, что Сталина непозволительно было изображать ни старым, ни юным, а только бессмертным богом, а потому, что сочинителям и исполнителям официоза нельзя было оставаться в тени. А как эти две, одиозные по советским меркам, фигуры при жизни и их, и вождя было оттуда вывести, как вообще можно было громогласно объявить о них и объяснить их существование? (Пьеса о Сталине должна была бы идти не в одном театре, как «Турбины», а во всех, по крайней мере во многих, её автор не мог быть не отмечен Сталинской премией и обойдён всесоюзной славой. Белогвардеец? Как? Такое даже вождю было не под силу. А его выставляют придурком.)

* * *

Западноевропейским народам некому было подражать - в своей истории они всегда были первопроходцами. А у России, при «отставании» от них в двести-двести пятьдесят лет, соблазн был всегда под боком, перед глазами: при географической близости преодолеть этот, казавшийся из-за непосредственного соседства таким несущественным, временной барьер, устроить своё общежитие так же, как и у соседей, - завести их порядки, перенять обычаи, обрядить в их платье, насадить, как картофель, их промышленность - сколько раз это делалось - с известным результатом.

* * *

Национальное, национальная принадлежность важнее, выше социальной или классовой: бедняк-тиффози может искренне переживать, «болеть» за футболиста-миллионера. При сплочении народа в нацию невозможны социальные потрясения внутреннего характера типа гражданских войн.

* * *

При внешнем сходстве между фашизмом (национал-социализмом) и интернационал-социализмом (большевизмом) существует принципиальное расхождение, делающее их несовместимыми, - первый направлен на консолидацию нации, это самозащита, на грани самоуничтожения, нации от угрозы самоубийственного разложения самыми крайними средствами. А второй - преследует именно эти цели, т.е. разложение нации, уничтожение всех её основных опорных частей - духовенства, собственников, крестьянства, интеллигенции, разложение армии и государственного аппарата, с тем чтобы, обезглавив и превратив народ в быдло, захватить власть, удерживать которую может, лишь поддерживая общество в перманентно скотском состоянии.

И поэтому большевизму удалось прижиться, найти свою питательную среду в недонациональных государствах, у преднациональных народов.

* * *

На свете две напасти: для нации - либерализм, для народа - большевизм.

* * *

Воры и проходимцы сплошь и рядом бросаются на защиту поруганной чести и достоинства (стоит только кому-нибудь усомниться в их наличии или непорочности), ущерб которым оценивают в деньгах, вероятно, недополученных или недоданных. Люди чести, будучи оскорблены, требовали в прежние времена сатисфакции, а эти - в соответствии с духом времени - кошелёк, мошну потуже.

* * *

Обезглавить народ и пинками затолкать его в стойло - это и есть большевизм, «научный социализм» для рабочего скота.

* * *

В Ябло хошь? А по Яблу? Есть, оказывается, и такая партия.

* * *

Девиз Плюшкина, этого русского скупого рыцаря, - сберегаю, гноя.

* * *

Музыка - это любовный напиток молодости.

* * *

В тех случаях, когда французы рекомендуют искать женщину, нам рекомендуют искать врага.

* * *

И ведь никак не надоест России быть колодцем, из которого все пьют и в который одновременно плюют.

* * *

«Перестройку» затеяли и осуществили конформисты-приспособленцы - для себя, под себя, поэтому всё так и вышло - пошло. Те самые, которые делали карьеру в комсомоле, писали, ставили, играли, хвалили всяких «сталеваров» и «заседания парткомов», вся партийная, совнаучная и совхознавозная обслуга. Революция холуёв, одним словом.

* * *

«Незаконно репрессированные» - и всегда подразумевают одних большевичков, экспроприированных другими большевичками. А что, есть законно репрессированные? И если этим возвращать льготы, привилегии, имущество, составленное зачастую из экспроприированного ранее, то что же делать с потомками русских дворян, купцов, крестьян и Бог весть кого ещё? Ведь эти-то точно без вины пострадали. Но не выклюет ворон у ворона глаз, что и говорить...

* * *

Если бы Гитлер пришёл к нам сейчас, он взял бы нас тёпленькими. (Мы бы не потрудились даже проснуться.)

* * *

И всё-таки рождается новая Россия, в муках, но рождается, и слава Богу!

* * *

В России не существует иного представления о власти (во всяком случае у практикующих политиков), кроме как о наиболее действенном способе набивания собственных карманов.

* * *

Претендентов на власть много, а реальных фигур нет.

* * *

Жизнь - школа; цель жизни - в обучении. И совсем не безразлично, с какими оценками её окончишь.

* * *

Ничто так не приличествует человеку, особенно облечённому властью, как милосердие, самая божественная черта в нём.

* * *

Мир европейско-христианской, католическо-протестантской цивилизации (с преобладанием земного над горним) и мир ислама, а между ними широкий клин русско-православной цивилизации (с преобладанием горнего над дольним), а вовсе не евро-азиатской: русские не симбиоз, продукт или даже синтез двух географических понятий или цивилизационных традиций, а самобытная цивилизация, ценная сама по себе. Положение русских не межеумочно, а уникально, - это не народ, не нация даже, а космос, мир, состояние души и неповторимой, уникальной цивилизации Русского Православия. Исходя из этого и нужно жить и строить свои отношения с другими народами и цивилизациями - исходя из того, что мы иные и иными стать уже не сможем - всякие попытки переделать себя или под кто-то подстроиться для нас гибельны - как цивилизация мы уже сложились (или почти сложились, недалеки от этого).

* * *

Свобода воли - это не бесполезный выбор Буриданова осла (между двумя одинаковыми охапками сена), а выбор между Истиной и ложью, Светом и тьмой, Христом и антихристом, Любовью и ненавистью, Добром и злом, Свободой и рабством, Служением и холопством, Честью и бесчестием, Добродетелью и распутством, порядочностью и корыстолюбием, милосердием и мстительностью, спокойной совестью и преуспеянием, добровольной бедностью и неправедным богатством, воздержанностью и непотребством и даже между жизнью и смертью (и не всегда в пользу жизни), между погибелью души и её спасением.

Выбор тех или иных вещей зависит от отношения к ним, а отношение к ним определяется нравственным выбором. Нравственное, духовное всегда первично. Поэтому и сказано: в начале было Слово.

* * *

Мысль рождает мысль, иначе это не мысль. Мысль без отклика - лишена смысла.

* * *

Кто не любит Россию и не хочет ей служить, пусть уезжает, благо никто не держит и есть куда. Но жить с народом, не любить его и держать камень за пазухой - значит получить рано или поздно этим камнем по голове, и пенять будет не на кого.

* * *

Министры приходят и уходят, а чиновники остаются - только на таком основании можно построить эффективно работающую государственную машину.

* * *

Как русская армия в сорок первом - сорок втором годах, отступая, терпя поражения, училась воевать, а потом и побеждать, так и ныне русский народ учится жить, выживая.

* * *

Все мы дети Божьи, и всех Он нас любит, только мы не все и не всегда Его любим - отсюда и наши беды.

* * *

С Америкой и американцами у нас нет ничего общего (кроме того обстоятельства, что все мы люди), и учиться у них нам ровным счётом нечему. Другое дело Европа и европейцы - здесь у нас одна арена, одно поприще, одна судьба, одна история, взаимопроникновение культур столь велико, что разъединить их невозможно. И учиться есть чему, и присмотреться есть к чему. Но что для нас особенно поучительно - это то, что все они разные, каждый на своё лицо, ни один народ, независимо от того, большой он или малый, не похож на другой, и никто никого не пытается копировать или под кого-то подстраиваться. И нам нужно строить свою национальную государственность без оглядки на других, тем более не прислушиваясь к чужим, почти всегда бесполезным, а то и прямо вредным подсказкам.

*

И ещё одно - Западу, Европе наплевать на Россию, всегда было наплевать. Это мы их и любим, и уважаем, и подражаем им всячески, а они, надменные потомки германских, галльских и даже славянских варваров, брезгливо уворачиваются от братских наших объятий. Увы им и поделом нам - нечего бисер душевных богатств перед ними метать.

* * *

Россия - не столько страна, сколько, как Рим, цивилизация. Недаром поэтому она подобна целому континенту со множеством племён и народов и их разнообразнейших историй - Европе. Именно в этом уникальность России, и когда, возражая Тютчеву, говорят, что любая страна Литва, Швейцария, к примеру, - тоже уникальна, то говорят это люди, не любящие Россию и поэтому не понимающие её.

* * *

Две мировые религии - христианство и ислам - возникли не в баснословное, а в исторически вполне достоверное время. И если мы доверяем истории возникновения Корана и деятельности пророка Мухаммеда, а у нас нет оснований не доверять ей, то почему мы должны отвергать свидетельства очевидцев Воскресения Христа, самого важного события в мировой истории? Ведь не будь этого события и его очевидцев, не было бы христиан и христианства, ибо кто бы стал жертвовать жизнью ради выдумки, мифа и кто бы смог увлечь за собой в веках сотни миллионов, если бы не умер на кресте и действительно не воскрес Христос.

*

Если у нас нет никаких оснований не доверять Платону и Ксенофонту, то у нас тем более нет оснований не доверять и Матфею с Иоанном.

* * *

Нужно стать нацией, чтобы понять, как стесняет, сковывает, ограничивает национальное, какая это клетка, какая тюрьма для души отдельного человека и всего народа. Выше нации - только всемирное братство, а больше ничего нет. И основа для этого есть - учение Христа.

* * *

Не возрождение России - старая Россия умерла, отошла безвозвратно, - а воскресение России - в Православии. Вот на что следует уповать и что, по некоторым видимым признакам, уже происходит. Мы стоим, находимся у истоков великого будущего великой страны и её великого народа, и это отрадно предчувствовать, видеть и сознавать.

* * *

Плач о России бездарностей, оказавшихся не у дел.

* * *

Историческая параллель Советской России - в европейском Средневековье, а сталинской - в Европе времён костров инквизиции и охоты на ведьм. Там, именно там наше недавнее прошлое. Так повнимательнее же приглядимся ко времени и месту, откуда мы только что вышли.

* * *

Чем примитивнее государство, тем грубее оно эксплуатирует своих подданных, тем больше недоплачивает и отбирает. А чем оно сложнее, тем эксплуатация изощрённее.

* * *

Всегда есть выбор - на панель или в монастырь, убить или быть убитым, возлюбить или возненавидеть, проклясть или простить, украсть или подать милостыню, протянуть руку или подтолкнуть, сбежать или остаться - выбор есть всегда, и мы на каждом шагу, при каждом вдохе, в каждый момент своего бытия его делаем. Не надо обольщаться.

* * *

И Моисею при жизни так же мало верили, как и Иисусу, которому потом говорили как о несомненном факте, что с Моисеем говорил Бог, а вот от кого Он, Иисус, ещё нужно посмотреть. Дальше от события, от первоисточника веры, а веры, как ни странно, всё больше. И в Иисуса не верили истово веровавшие в Моисея, потомки тех, кто не очень-то доверял Моисею при жизни.

Мы так жаждем чуда и не верим при этом, что оно может случиться именно с нами и при нас. И поэтому, когда оно действительно случается, относимся к нему с недоверием и делаем всё, чтобы разувериться в нём, разубедить себя. Зато как легко обманываемся и поддаёмся любому мошеннику, корыстно и расчётливо играющему на наших слабостях, грубо льстящему нашему тщеславию. Сколько не верующих ни во что и при этом самым грубым образом одураченных.

* * *

Как могли глубоко верующие люди, знающие и почитающие Закон и традицию, счесть Мессией не-воскресшего человека, если бы не было ни одного достоверного свидетельства Его Воскресения; что могло их заставить и ради чего пойти на сознательное введение в заблуждение себя и других, на самое страшное с точки зрения верующего иудея лжесвидетельство? И это в чаянии-то истинного Мессии, их обетованного Спасителя! Да они бы просто забыли о хвастуне, лжеце и самозванце и стали бы ждать пришествия предсказанного Мессии. А уж жертвовать спасением души и жизнью ради смертного, свидетельствуя о его мнимом воскресении, - да кто бы пошёл на это?! Но пошли, и тысячи, значит было за что и ради чего, значит было то, ради чего бестрепетно расставались с жизнью, значит был факт Воскресения, явленный пусть немногим, но засвидетельствованный жизнями, добровольной гибелью этих немногих.

* * *

Господин - это слово означает, что человек сам себе господин и нет над ним иных господ, кроме Господа. Звучит, во всяком случае, достойно - не то что товарищ или товарка.

* * *

Тщета науки - ни на один действительно волнующий человека и действительно важный для него вопрос она, как чеховский персонаж, не может, не в состоянии дать ответ - «по совести, не знаю» - и поэтому высокомерно (или легкомысленно) отвечает, что подобные вопросы её нимало не интересуют. Всё на ощупь, ползком, в потёмках, наобум, наугад, куда кривая вывезет - это и есть наука - для слепых, хотя и считающих себя зрячими. Самое забавное в науке, самое потешное - эта вера в неё, в её силу, истинность и мудрость. Наша позитивная наука - скольких она завела в тупик, а то и прямо в пропасть. (Ленин, Гитлер и т.д.)

* * *

Там, где наука соприкасается с Вечностью, там она упирается в Бога. Бог и есть вечная проблема науки, хотя Он для неё и не существует. Бог и есть положенные ей естественные её границы.

* * *

Поклоняются мёртвым и презирают живых, потому что человеческое заслоняет в живых вечное.

* * *

Одна из примет нашего времени - все, кому не лень, пишут романы. Сапожники уже не ограничиваются советами по своей части, а сами берутся за кисть, резец, перо. «Страна советов» превратилась в страну писателей, в страну полоумных графоманов.

* * *

Люди, вписавшиеся в данную систему, хвалят её и оберегают, а не вписавшиеся стремятся разрушить, во всяком случае нелояльны. Их соотношение и определяет прочность и долговечность системы.

* * *

Если в Средневековой Европе философия была служанкой теологии, то в средневековой Советской России история была служанкой идеологии.

* * *

Большевики и математику объявили бы буржуазной лженаукой (за то, что у истоков её не стояли Маркс и Энгельс), если бы не опасались, что снаряд или ракета, пущенная по врагу, шарахнет по Кремлю.

* * *

Россия, в отличие от германских племён и западных славян, проходит полноценный цикл развития - не минуя и рабовладельческой формации. И в этом она подобна континенту - Европе, и в историческом значении равновелика ей и сопоставима только с нею и её историей, вмещающей много разных стран и народов с их разнообразными историями.

* * *

То, что сейчас происходит с Россией, это не разруха, не катастрофа, не последствия поражения в «холодной войне». Это историческая мутация общества и государства, во время которой они беспомощны и беззащитны, как рак во время линьки. И эту их временную уязвимость принимают за нечто характерное, внутренне присущее стране и народу, неизбывное в своём постоянстве. Поэтому-то и позволяют себе близоруко обращаться с великим народом, как позволяли себе обращаться с Германией (после поражения той в Первой мировой войне), забывая что очень скоро обрастёт Россия новым, более прочным и надёжным панцирем - и где тогда будут её нынешние зоилы?

* * *

Политики в России нет - есть, в лучшем случае, политиканство: ведь у власти сейчас царедворцы, чиновники, аппаратчики, мастера придворно-аппаратной интриги, которые и занимаются привычным для себя делом. Главное для них - преуспеть в карьepe, а успех дела никогда не имел никакого значения.

*

Принимают (и выдают) интриганство за политику.

* * *

Суть нашего времени - торжество пошлости. Триумф пошлого человека. Он-то и есть его герой.

*

Пошляком быть не стыдно; пошляк гордится своей пошлостью, выставляет её напоказ. Пришла его пора - и пошляк торжествует.

Сколько пошляков, начиная с самого верха, купается в лучах собственной пошлости.

* * *

Одно дело внутривидовой отбор, а другое - эволюция видов. Первый существует в действительности, а вторая - только в воображении дарвинистов-мичуринцев.

* * *

У России прав на Севастополь куда больше, чем у Англии на Гибралтар, а, поди ж ты, он не у России.

* * *

Разделив Россию на квази-национальные республики, под неё подвели ту же мину, которая в своё время взорвала Советский Cоюз. (Те же самые принципы государственного «строительства» и те же самые «строители», выученики той самой советской школы интернационал-социализма.)