Валентин Грудев

14 июля 2007 г.

"МП", Часть V


Это в Европе давно уже Новое время, а у нас было средневековое, и только совсем недавно начался
переход к Новому.

* * *

Важно понять, в какое время ты живёшь, и тогда не будет грубых ошибок, как у большевиков, перепутавших будущее «всего» человечества с далёким прошлым христианской Европы и потерпевших в результате невиданную в истории катастрофу, да ещё за исторически рекордно короткий промежуток времени.

* * *

Ещё одна примета времени - воры перестали скрывать своё воровство и наворованное. Воровство стало нормой современной жизни - русских словно подталкивают к воровству, создав такие условия, что если не можешь заработать, то, чтобы выжить, укради.

* * *

Русскому человеку чужд самый дух антисемитизма, потому что он лишён чувства зависти, что бы о нём по этому поводу ни говорили его завистники и клеветники, коты и кошки, жрущие его мясо, потому что среди русских не найти добровольных доносчиков, которых полно у других народов, в том числе и у тех, которые приписывают русским свои собственные пороки.

*

Русский человек не завистлив, а справедлив.

* * *

Русская цивилизация столь же полноценна и самоценна, как и европейская. Это равноценные и равновеликие цивилизации: одна - восприемница и продолжательница романской и католической, а другая - ромейской и православной.

* * *

Любите Россию. Никому, кроме неё, вы не нужны.

* * *

Вот когда подобреем друг к другу, тогда и заживём по-человечески.

* * *

Герой нашего времени - Павел Иванович Чичиков. Просят любить и жаловать. Хотя, впрочем, отчество у него теперь другое.

* * *

Современная умная женщина - минимум косметики, максимум естественности.

* * *

Интеллектуальные игры интеллектуальных бездельников.

* * *

Чтоб вам столько работать, сколько хотите получать!

* * *

Жизнь политика - публичная, прозрачная, на виду, на глазах у всех (и особенно у недоброжелателей). И охота, не будучи рыбой, жить в аквариуме?

* * *

Провинция рождает идеи, столица их потребляет, и только в провинции можно встретить бескорыстно-пытливый ум.

* * *

Сколько приходится перепробовать дрянного вина, чтобы научиться ценить хорошее.

* * *

Чтобы добиться взаимопонимания с подавляющим большинством, чтобы быть ему приятным, удобным и понятным, чтобы соответствовать его уровню, нужно опуститься на четвереньки, а то и ползком поползти. Только стоит ли?

* * *

В конце концов всё будет так, как и должно быть. Разница в одном - в издержках.

* * *

Когда страна переживает кризис, все должны нести одинаковые тяготы. Если бы наша правящая верхушка состояла из порядочных людей, реформы в России проводились бы по-иному. Если бы и им было так же больно, как и народу, они бы позаботились о наркозе, а не об одной только водке.

* * *

Пиры артистической, художественной, писательской, учёной интеллигенции по случаю юбилеев, премьер, бенефисов, новых книг, очередных гонораров - в конце славного российского «серебряного века», - как они похожи на пир Тримальхиона. «Не осётр, а чтобы непременно лошадь» - эти известные слова Горького на одном из таких тримальхионовых пиров хорошо соотносятся с духом распада рабовладельческой империи, у которой с такой интеллигенцией, с такими «властителями дум» и «учителями жизни» была одна дорога - в пропасть.

* * *

Современная политика - сплошное актёрство, вся на виду, игра на публику. Ничего за душой и в душе. Пустота, бессодержательность, близорукость. Куриная слепота и дальтонизм. Керенщина.

* * *

В провинции мысли неплохо рождаются, но плохо распространяются.

* * *

Разрушители-интернационалисты и государственники-империалисты. Государство, совершив мутацию с помощью первых, начало восстанавливаться при сознательной помощи вторых и невольной, нечаянной - первых. И встав на ноги, безжалостно уничтожило руками вторых смертельно опасных для окрепшей новой государственности бациллоносителей разрушительства.

* * *

Большевицкий интернационализм был сокрушён государственным империализмом. Разрушенное большевиками государство, разваленное на недееспособные куски, неведомым для них образом - хотя они и стали невольным орудием его восстановления, воссоздавая армию, полицию, тайную полицию, госаппарат (т.е. занимаясь наново и поневоле государственным строительством, восстанавливая всё то, принципиальными противниками и даже врагами чего они были и разрушению чего всеми силами искренне способствовали) - самым чудесным образом возродилось, восстав из огня и руин ещё более сильным и могучим. А потом, всей мощью своих возрожденных органов, обрушилось на ошеломлённых разрушителей.

Ни Маркс, ни марксисты-ленинцы не понимали истинной природы государства - органической, а не классовой, - поэтому так и промахнулись.


* * *

Большевики были мутагенной затравкой, и когда формационно-государственная мутация совершилась, их - как носителей вредоносно-разрушительной идеи - уничтожили. Но уцелели их потомки - дети и внуки, которые и продолжили дело своих предков - отцов и дедов, в назначенное историей время - в обличье либералов и демократов сподобились помочь России совершить новый формационный переход, новую государственную мутацию. Но на этом их историческая миссия, их функция мутагенов-разрушителей оказалась исчерпанной, причем раз и навсегда.

* * *

Третья мировая война, известная как «холодная» (а точнее было бы сказать «армреслинговая»), будучи, в сущности, продолжением Второй мировой, обнажила подлинную основу всех войн, сделала её своим основным оружием. Если Вторая мировая война была «войной моторов», то Третья - войной ресурсов. (Повторилось стояние на Угре, только с отрицательным для Советского Союза результатом.)

Если в XIX веке и в начале ХХ века научились убивать противника, находящегося за десятки километров, не видя его и его глаз, то во второй половине ХХ века научились воевать, не ведя боевых действий, не задействуя армий, не поражая живую силу противника вообще, воевать в чистом виде - маневрируя ресурсами. Научились воевать и побеждать, не воюя, а только напрягая, мобилизуя ресурсы, маневрируя ими, как некогда армиями.

В конце концов, начиная с войн Рима и Карфагена, в войне побеждает тот, у кого больше ресурсов. А в «холодной» (или, если угодно, «армреслинговой») это проявилось в чистом виде, в виде войны ресурсов.

* * *

Трижды пыталась Россия пробиться на Запад, поучаствовать на равных в его делах, закрепиться на его исконной территории (при Иване Грозном, при Петре и при Сталине) и трижды разбивалась вдребезги, разваливалась на куски, откатывалась к исходным рубежам (при царе Борисе, последнем Романове и последнем Генсеке), а после возрождалась в новом качестве и снова устремлялась на Запад. (Может, чтобы не случилось четвёртого раза, Россию поэтому так усиленно подталкивают на Восток (чтобы она сломала окончательно себе шею) - мол, на Западе давно уже всё схвачено? Может, боятся, что с четвёртого захода он станет наконец русским?)

* * *

Каков человек, такова и его половина. Какой муж, такая и жена. По мужу и жена. Жена стерва - муж слизняк.

* * *

«Что делать?» - первый, наверное, роман отставного литературного критика, решившего (на вынужденном, правда, досуге) утереть нос писателям-профессионалам. И пошли с тех пор писать на Руси литературоведы и критики, всех забили, всех за пояс заткнули, всех вконец записали.

* * *

Раньше (при советском феодально-крепостном строе) заставляли трудиться, загоняли в труд палками, а теперь (при либерально-буржуазном) - соблазнами (и проще, и надёжнее). В первом случае надежд у трудящихся не было никаких, во втором они появляются, только призрачные, как сказочный выигрыш в лотерею.

* * *

Все эти наши Смуты, периоды смутного времени - это периоды мутации государственной системы, её ломки и перехода в иное, новое качество. (Русь дотатарская, княжеская - Катастрофа; татарское Иго - Московская Русь, Царская - Катастрофа; Смутное время - Российская империя, рабовладельческая - Катастрофа; «Революция», большевицкое Иго - Советский Союз, Красная империя, советско-феодальная - Катастрофа; «Перестройка» - Российская республика, криминально-буржуазная - ...)

* * *

Кто какую жену заслуживает, тот такую и находит. Но хороших жён не находят - их воспитывают.

* * *

Человек берётся за оружие (в революцию), когда ему кажется, что деваться уже некуда, что он припёрт к стенке, что его положение безвыходно, и сразу оказывается в положении, которое намного хуже того, что казалось ему безвыходным, - да зачастую просто погибает, погибают его близкие, жизнь которых он хотел, взявшись за оружие, улучшить. Тщета революций, насилия вообще. Взявший меч от меча и погибнет.

* * *

Гений Гоголя - насколько он современен. Чичиков давно стал преуспевающим банкиром, финансистом и, наверное, чтобы укрыться от Закона под его же сенью, подался в депутаты или правительство, где, наряду с ним, делами страны вершат Манилов, Ноздрёв и Собакевич (с Хлестаковым в придачу). А капитан Копейкин, наш рыцарь печального образа, как и встарь, сражается за справедливость с отечественными ветряными мельницами.

* * *

Провинциальная интеллигенция полезла в политику, потому что не видит иного способа перебраться в столицу.

* * *

На политику взирают как на своего рода синекуру многие, примеряющие себя к политическому поприщу. И не идёт в голову, что политика - это прежде всего ответственность за принимаемые решения, поиск правильных, оптимальных решений и ответственность за их воплощение. А мы видим только уклоняющихся и от решений, и от ответственности.

* * *

Современное представление о политической деятельности как о месте в Думе (этом российском «куцем» парламенте), а о нём - как о доходном месте.

* * *

Когда не могут похвастать умом, похваляются своей практичностью, дальновидностью, прозорливостью.

* * *

Никогда не был инакомыслящим, но всегда - мыслящим.

* * *

Не стоит заблуждаться - провинциальная интеллигенция не менее продажна, чем столичная, только продаётся охотнее и за меньшую цену.

* * *

Сизифов труд русской деревни - вечная ручная борьба с сорняками.

* * *

Как часто приходится видеть собрание пустых людей, с видом жрецов делающих пустое дело и воображающих себя при этом цветом нации.

* * *

Когда у нас появится власть, которая будет не красть, а сберегать заработанное нами? Наверное, когда мы станем гражданами и не потерпим такой власти.

* * *

Фрейдизм, психоанализ - закамуфлированная под науку разновидность атеизма, патентованное сантехническое средство для прочистки мозгов, загаженных либерально-буржуазной пропагандой.

*

А человек мыслящий - неизбежно религиозный человек.

* * *

Научно-позитивистско-эволюционистский взгляд на порядок вещей и ход событий - всё к лучшему в этом лучшем из миров. Внешний, буквально-поверхностный, зримый; руководство для машины и гонщика, но не для человека, которым становится гонщик, как только расстаётся с машиной.

Философский - ничто не ново под луной, новое - это хорошо забытое старое. Относительно-релятивистский, взгляд на мир изнутри, безмятежно-отрешённый - вы крутитесь, а я полежу.

Религиозно-эсхатологический, абсолютный, видящий высший смысл в происходящем (во всём). Единственный подход, при котором жизнь имеет смысл и обретает цель.

* * *

Материалист, атеист, отрицающий духовную жизнь, чисто духовное начало в человеке и Бога как Творца и Высшего Судию, просто не способен вообразить последствия своего неверия, как вульгарный преступник не способен вообразить последствия своих проступков. Если в его воображении нет места для воздаяния за содеянное, если там всё сходит с рук, проходит гладко, без сучка и задоринки, то жизнь сплошь и рядом это опровергает. Бога нет только в воображении материалиста - настолько оно убого.

* * *

История есть принадлежность христианских народов. И подобно тому, как у всякого человека прошлое имеет смысл и продолжение в будущем постольку, поскольку он христианин, так и у каждого народа есть будущее, поскольку он христианский народ.

Все прочие народы находятся вне истории или, в лучшем случае, привязаны к христианской.

*

Нормальную полноценную историю, с прохождением всех этапов исторического развития (с последовательной сменой социально-экономических формаций - первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической) имеют только христианские народы.

* * *

Большевики, низведя Россию до своего уровня, заставили её поглупеть.

*

Если Пётр приказал России образоваться, то большевики приказали ей поглупеть.

* * *

Декоммунизацию подменили (хитренько и подленько) департизацией. (А в коммунистах, как оказалось, остались в основном порядочные люди.)

* * *

Автоинспектора-гаишники готовятся к очередному техосмотру, как рыбаки к путине.

* * *

С возрастом душа распрямляется.

В молодости хочется сыграть покрасивее, позаковыристее, найти хитроумное продолжение, а к старости - попроще, понадёжнее. В молодости выбираешь ходы покривее, в старости ищешь самые короткие, прямые и простые - некогда и незачем уже хитрить, искать обходные пути: уменьшается, сходя на нет, число целей, достижимость которых на кривых путях. А к надёжным целям ведут прямые пути.

* * *

Управляющие захотели стать хозяевами - вот и весь смысл Великой российской буржуазной революции. А всё остальное - лишь прикрытие истинного смысла.

*

Краснобаи стали пустобаями, а потом и вовсе баями.

* * *

В России не было ещё ни одной собственно русской революции: русские - бунтари, а не революционеры.

* * *

Лучше уехать из страны, чем её ненавидеть.

*

Допуская эмиграцию, страна, не прибегая к насилию, избавляется от людей, которым она безразлична (в лучшем случае) и способных при неблагоприятном для неё повороте взорвать её изнутри. Отпустить их на все четыре стороны - самый дешёвый и безопасный способ сохранить мир в стране.

* * *

Пьянство - та же внутренняя эмиграция, эмиграция в деградацию.

* * *

Большинство так называемых взрослых - это дети, изображающие взрослых, играющие во взрослую жизнь.

* * *

Жалуются, что если жить по Евангелию, то будешь мучиться, ничего в жизни не добьёшься, окажешься неудачником, что Его требования вообще неисполнимы и неприменимы в реальной жизни, что это Законы Иного Царства и т.п. Но ведь успешная жизнь - неуспешна, удачная - неудачна, счастливая - несчастлива. Но это, естественно, с внешней, житейской стороны. Просто Евангелие ориентирует на иные цели, достижение которых на первый, поверхностный взгляд И кажется жизненным поражением. Но есть неудачники и неудачники. Одни хотели добиться успеха, но по тем или иным причинам провалились и теперь обозлены на весь мир и всем завидуют. А другие ни к чему такому не стремились, живут в ладу с собой, в мире с людьми, никому не завидуют.

Заповеди Христовы просты, легко исполнимы. Нужно быть только чистым душой - любить ближнего означает не делать никому ничего плохого, даже не желать; не развратничать - т.е. не смущать, не обманывать, не предавать, не внушать ложных надежд, не бросать в беде, уважать, поддерживать, не жить корыстью, похотью, ради неё. Не воровать, не мстить, прощать обиды, не желать зла обидчику и тем более не учинять самочинной расправы, жить по совести, не завидовать, не унижаться, не пресмыкаться ради материальной выгоды. Что здесь неисполнимого? Что мешает хорошо, спокойно, достойно, в уважении жить? Что плохого в такой жизни?

*

Христовы заповеди не годятся тому, кто хочет добиться материального успеха, но это наилучшее руководство для того, кто хочет преуспеть в духовной жизни.

* * *

Когда-нибудь учёные потомки сочтут, что Нострадамус жил и писал после осуществившихся своих пророчеств, т.е. Бог его знает в двадцать каком веке. А почему бы и нет? Ведь считают же, что Евангелия были написаны после осуществления описанных в них пророчеств, т.е., иными словами, наша слепая наука верит в пророчества только задним числом. Описанное - после предсказанного. Предсказанное - после осуществлённого. Как будто мало на свете доказательств иного.

* * *

Непосильный, до одури, труд, как и пьянство, ведёт к параличу ума, если только не является следствием его, ума, отсутствия. Трудоголик и алкоголик сходятся в одном - в ненависти к уму, ко всяческой умственной деятельности. Один ум отупляет, другой - разрушает.

* * *

За всю историю было всего две мирообразующие Империи - Римская и Русская, создавшие Римский мир - Западную Европу и Русский мир - Россию. А Британская империя была Новым, или Вторым, Карфагеном, торговой (торгашеской даже) империей лавочников - с наёмниками, без намерений и попыток создать нечто единое, цельное, органичное.

Но если в борьбе с Карфагеном Первым победил Рим силой своего оружия, то в борьбе с Третьим Карфагеном, Америкой, Третий Рим проиграл. Временный реванш торгового капитала, скупившего (да и то взаймы) мировой интеллект и сырьё. Но война Рима и Карфагена не закончилась битвой при Каннах и оккупацией Италии. Вся борьба ещё впереди.

* * *

Борьба злата и булата. Карфагена - Британии и Америки - против Рима (Европы: Франции и Германии) и России. В древности одолел булат. В Новое время злато оказалось сильнее.

На счастье Британии и Америки в Европе нашлось два государства, претендовавших на роль Рима. И если роль Карфагена от Британской империи исподволь перешла к Америке, то два претендента на общеевропейское господство дважды крепко, сотрясая до основания остальной мир, подрались между собой и надолго обескровили друг друга.

* * *

Дурак от умного отличается тем, что не способен переучиваться.

* * *

Дураки учатся один раз в жизни и навсегда и потом действуют по заведённому, а там хоть трава не расти - и не растёт ведь.

* * *

Армия для генералов, страна для столицы, конституция для президента, народ для правительства (и навоз для реформ), а для народа шиш с водкой. Страна великого надувательства, рай для проходимцев и шарлатанов - моя долготерпеливая, расхристанно-христианнейшая Россия.

* * *

Из грязи да в князи. Была и раньше грязь, но был и князь. Был эталон, было с чем сравнивать. А сейчас кругом одна грязь, ничего, кроме грязи. Из грязи да в мрази.

* * *

Если античные Афины и Рим были образцом для буржуазно-демократической Европы, то древняя Спарта вполне могла бы послужить образцом для европейских феодальных государств, потому что сама была, в сущности, античным протофеодальным государством, предтечей и прообразом военно-феодального строя средневековой Европы.

* * *

Богемно-пьяный кокоточный быт советских писателей (совписов). Да они и были кокотками (государственными содержанками, наложницами, одалисками), купленными с потрохами, и им ничего не оставалось, как заливать глаза от собственного непотребства.

* * *

«Гражданская» война в России началась в литературе (и с литературы). (Достоевский, Чернышевский, Белинский, Добролюбов, Щедрин, Катков, Герцен, Писарев; «Отечественные записки», «Современник», «Колокол» и т.д. и т.п.) Так что и происхождение наших «революций» и «гражданских» войн имеет отчасти литературный характер - за литературу убивали, потому что и литература вдохновляла убивать.

* * *

«Хопёр-инвест» (и иже с ним) - тест на идиотизм (наших сограждан).

* * *

История КПСС - советские жития коммунистических святых и деяния марксистских апостолов, апостолов лжи.

* * *

Забавно, но в советском литературоведении Пушкин был наибольшим авторитетом после Маркса и Ленина, а поскольку те не баловали литературоведов материалами для цитирования, Пушкин выходил на первое место и выручал всех: он и в советское время был «наше всё», непререкаемым религиозным авторитетом, как Аристотель в Средние века, хотя и был, как и Аристотель, язычником для советских марксистов-талмудистов.

* * *

Священник, пахарь, солдат, лекарь, учитель, ремесленник, купец, предприниматель (промышленник, заводчик) - вот гвозди, которыми приколочена любая процветающая страна к глобусу, сваи, на которых покоится любое уважающее себя общество. Если кому-то из них плохо, неможется всем. Кто малых сих обижает, пренебрегает их нуждами, изгоняем должен быть поганой метлой из любого властного кресла. А в России все сословия принижены, кроме воровского.

* * *

Сталин - Божье наказание, Божье возмездие, Божье воздаяние всем разрушителям Российского государства. Это был бич Божий российской «революции», надолго, если не навсегда отбивший у народа охоту к бунту. Руками Сталина была устроена Божья порка России.

(Но в то же время Божья кара есть и проявление Божьей любви, а ведь есть народы и страны, на которые Бог давно рукой махнул и которые, как язычники некогда, предоставлены самим себе.)

* * *

Два величайших реформатора России - Александр Освободитель и Пётр Столыпин - были насильственно устранены от продолжения своей реформаторской деятельности: Россию настойчиво подталкивали к катастрофе. Не для этого ли развязывали мировые войны, предоставляли кров и стол «революционерам», науськивали Японию и Германию? Единственный и последний оплот Православия - единственная реальная и тщательно скрываемая причина всемирной ненависти к России?

(Или России приспело время трансформироваться, преображаться, переходить от рабовладельческого строя к феодальному и паллиативные реформы ей были ни к чему, лишь тормозили этот грандиозный скачок, эту тектоническую ломку?)

* * *

Один копит деньги, другой знания. Потом увидим, чьё богатство реальнее и весомее.

* * *

Почти все крупные российские состояния составлены воровством. Российский капитализм - воровской капитализм. И этика его не трудовая, а воровская.

* * *

Когда надо, Бог берёт человека за руку и ведёт прямо к цели. Нужно только не лениться и быть готовым подать Ему руку.

* * *

Кража - источник большинства крупных состояний в России. Это классический случай собственности как воровства. Воровство - естественное состояние нынешней России: воруют, за редким исключением, все.

Поколения накапливают нещадным трудом российские богатства, а потом учиняется хаос, устанавливается (на какое-то время) беспорядок (т.е. такой порядок, при котором удобно и безопасно воровать), и нажитое поколениями неисчислимое богатство растаскивается, разворовывается, присваивается, распродаётся за бесценок. И не раз уже такое было в нашей истории и на нашей памяти. Одно утешение, что это, скорее всего, последняя (или, на крайний случай, предпоследняя) социально-экономическая мутация России и ворью больше не дадут разгуляться наши потомки. А то череда: собрать - разворовать, собрать - разворовать, сколько можно работать на воров?!

* * *

Сталин, конечно же, изверг, только не рода человеческого, а рода революционного, порождение его и ему же возмездие.

* * *

Нет в России, наверное, такого чиновника, которого нельзя было бы купить. Нужен только подход.

* * *

О "железном занавесе" говорили задолго до Черчилля (в том числе и наш В. В. Розанов), которому у нас привычно приписывают все остроумные высказывания, чьё авторство неизвестно или лень устанавливать. Что-то вроде Пушкина. Кто будет делать - Пушкин? Кто сказал? - Черчилль.

* * *

Сталин был возмездием не только «революционерам» (но им в первую очередь), но и космополитической российской интеллигенции за идеологическое обоснование «революции», за фатальное стремление к ниспровержению породившего её и обеспечивавшего условия её существования строя - после его падения о той интеллигенции следует забыть: она была феноменом именно античной России с её характерно античным меценатством и, накликав беду на неё (свою альма матер) и себя, сгинула вместе с нею - воистину горе от ума, как это по русски!; возмездием крестьянству - за то, что прельстившись, пожелали чужого, приняв за своё, за поджоги усадеб и разграбление поместий, за то, что будучи основой русской армии, бросили фронт, замирились с врагом, когда до победы было рукой подать, и пошли делить чужое добро; военной касте, старорежимной, - за измену присяге и воинскому долгу; купечеству и промышленникам - за заигрывание с «революцией» и финансовую её подпитку (хотя бы в виде отступного) - как же, раскатали губы, думали, это их революция, им, «буржуазии», откроют дорогу в светлое буржуазно-демократическое будущее «революционеры»! - а открыли в феодальное, где быстренько и прихлопнули (сначала «буржуазию», а потом и «революционеров»-поджигателей-камикадзе) - ну и т.д. - всем сестрам по серьгам.

* * *

Нередко приходится сталкиваться с утверждением, что кошки такие же умные, как и собаки. А они отличаются - как неразумное дитя от умудрённого жизнью взрослого.