Валентин Грудев

14 июля 2007 г.

"МП", Часть III


Гоняющейся за зайцем лисе некогда оторвать морду от следа, а орёл видит и зайца, и лису, и землю под собою и вдали, и облака, и солнце, и весь Мир Божий в первозданной его красе.

* * *

Стране, Родине плохо - и я неотлучно при ней. А хорошо ей стало, могу и отлучиться ненадолго - се патриотизм. Повсеместно у нас хулимый - хотят, чтобы Россия поскорее околела, что ли?

* * *

Если ты переедешь в Москву, ты спасёшься? Если ты переедешь в Канаду, ты спасёшься? Если ты переедешь в Америку, ты там будешь жить вечно? Разве и там люди не умирают? Пытаемся убежать от себя, пытаемся убежать от смерти... Ищи, где хорошо твоей душе, а не телу. Тело холится, нежится, откармливается к закланию, к смерти, а душа стонет, вопиёт, мечется, ищет успокоения и не находит - все эти наши стрессы, фрустрации, фобии. Как часто приходится сталкиваться с этим и наблюдать. Преуспеть, сделать карьеру, повыше подняться, побольше заработать, разбогатеть, выгодно женить, выдать замуж, пристроить, расписать на десятки лет вперёд жизнь детей и внуков, построить дом, дачу, застолбить престижное место на престижном кладбище - на что, Боже Ты мой, жизнь, единственная и неповторимая, тратится?

В наследство каждому от любящего Отца от рождения даётся одинаковое для всех богатство - жизнь, а уж дело его ума, совести и сноровки, как им распорядиться. Утверждают, что люди от рождения не равны, стартовые условия у них неодинаковы. Да - для материального преуспеяния, разумеется, это так, если его рассматривать в качестве главного приза. Но если Главный Приз - это спасение души, моей, твоей, каждого, то условия для всех одинаковы - нужно только родиться и достойно прожить, с умом потратить единственное реальное, подлинное, дарованное свыше, неотъемлемое и одинаковое для всех богатство - жизнь. Остановись, прислушайся к себе - почему тебе так плохо; вроде телу хорошо, а душа болит, места себе не находит. Не туда её, грешную, с телом вместе поместили, не при тех делах она присутствует.

* * *

Не знаю и знать не желаю, но уверен, что чушь собачья, - вот обычная реакция большинства, когда предлагают познакомиться с чем-то новым, особенно если это новое опрокидывает привычные представления.

* * *

Только в новой пан-религии могли объединиться белый и чёрный и т.д., или, как в Югославии, католик-хорват, серб-православный, славянин-мусульманин, а во главе страны с большинством сербов-православных мог оказаться «хорват»-атеист. И не было ни азиатов, ни европейцев, ни иудеев, ни русских, но все были братья по строительству Светлого Будущего. Но недолго музыка играла - не от Бога была сия затея, сооружение новой вавилонской башни, и пан-религия оказалась не более чем очередной лже-религией и быстренько отошла вон.

*

То, что не удалось Юлиану Отступнику, попытались осуществить большевики, введя атеистическое язычество и примиряя разведшие по разным углам человечество основные религии самым простым и надёжным способом - отменой их. Правда, с тем же успехом.

* * *

Ранняя взрослость прежних веков - в чисто физических навыках и умениях. И ещё в готовности рано умереть, настроенности на высокую вероятность ранней, преждевременной смерти. Это сейчас умудряются писать, соболезнуя, - на девяносто девятом году, в расцвете творческих сил, безвременно ушёл из жизни... Затянувшееся детство нынешних поколений - в длительности подготовки к душевной зрелости.

* * *

Советскую Россию погубила родная советская интеллигенция (столичная по преимуществу), научившаяся складывать буквы в слова, слова в фразы, но не имевшая ни единой незаёмной мысли в голове и на первыx порах сиявшая отражённым светом давно угасших светил, который до поры до времени воспринимался как её собственный, и когда прошла пора разговоров и митингов и пришло время действовать, она провалилась, так как неплохо знала, что надо было делать сто лет назад, но понятия не имела, что надо делать сейчас, - суфлёры-то давно поумирали. В болото Россию завело безмозглое поколение, тем скорее нам нужно учиться шевелить мозгами.

* * *

Россия сейчас - огромная интеллектуальная пустыня, и поэтому в ней холодно, голодно, бесправно, безнравственно, бездуховно, безнадёжно - ведь в начале всего всегда Слово! Интеллектуальное банкротство советско-коммунистической интеллигенции - вот что в первую очередь обнаружила попытка проведения буржуазных реформ в России. Их оказалось некому проводить, на капитанском мостике очутились случайные люди, а других пока и не предвидится. Да и откуда им было взяться - не из комсомола же и не из академий партстроительства.

* * *

Ощущение конца света, характерное для конца века и второго тысячелетия. Всё в тупике - и философия, и литература, и искусство, и музыка, и государственная и политическая мысль, и религиозная жизнь - всё и везде обветшалое, старое, заёмное, негодное - при огромной тяге в народе и стране к обновлению. Россия нуждается в новом слове. Кто его скажет? Россия обновляется, но пока ещё бессловесно, неосмысленно, подспудно, и пока ещё никто не уловил и не высказал, куда мы идём, что нам нужно и что с нами будет. Для чего, в конце концов, жить стоит.

* * *

Если иудеи стояли у истоков христианства, то греки - у истоков философии и науки, а римляне - государственности.

* * *

Греки усыновили христианство, которое, как ребёнка вместе с водой, выплеснули в языческий мир иудеи. И в этом их величайшая историческая заслуга.

* * *

Главное, понять, почему так происходит, а не искать виноватых и не размышлять глубокомысленно, что делать. Познать самого себя. Найти своё дело и заняться, наконец, им. Понять, что мы ничего не знаем, и не мудрствовать лукаво. Жить по мере сил по Божьим заповедям и надеяться на лучшее. Может, тогда оно и наступит, это лучшее будущее.

* * *

Россия нуждается сейчас не столько в своём генерале де Голле, сколько в своём сенаторе Маккарти.

* * *

Александр Зиновьев. Может быть, не самый глубокий ум России, но зато один из самых острых.

* * *

Зачем искать иголку в стогу сена? Проще пойти и купить новую.

* * *

Интернационалисты - любят чужое, холят, лелеют его, а своего чураются, своё держат в чёрном теле, презирают. (Пропадай Расея, даёшь Мировую Революцию, Коммунию, Сообщество цивилизованных народов, государств!) Чужое ли? Своего ли?

* * *

Классовый мир лучше классовой ссоры. (Зачем Марксу нужна была гражданская война? Чтобы пришла к власти третья сила и «володела»?)

* * *

Мы согласны и способны заметить достоинства ближнего только после того, как их громогласно признают другие. Да и то с оговорками.

* * *

Для нас Европа была светом в окошке, а мы для неё отхожим местом.

* * *

Пока мы пытались приспособить Запад под свои нужды, он приспособил нас под нужник.

* * *

Когда мы попробовали занять своё место в Европе, нам отвели его у параши.

* * *

Все наши хождения на Запад закончились для нас у разбитого корыта.

* * *

- Что, может, народ поменять? - А как же. Произвести обратный отбор - умных, добрых, богобоязненных, порядочных, совестливых, красивых, независимых, с чувством собственного достоинства - всех, кого большевики ненавидели и истребляли.

* * *

Прочитал: «Самый частый вопрос. Он звучит так: не понимаю, как труд мог создать человека. Не переживайте, этого не дано понимать никому, да и понимать тут нечего. Человека создал естественный отбор».

Вот так, ещё лучше: на место одной ахинеи громоздится другая. Старая песня непрошибаемого лапласовца. Человека создала какая-то необъяснимая и непонятная хреновина - всё что угодно, только не Бог!

* * *

Если это касается человека, то агрессивен слабак, а сильный отличается миролюбием и незлобивостью. Что зачастую вводит в заблуждение.

* * *

Россия - не многонациональное государство, как это сейчас внушают, а мононациональное, с вкраплениями этнических меньшинств (как, например, Литва). Россия - государство православных, мирно сосуществующих с иноверцами. Столица непременно должна быть убрана из имперской космополитической коммунистической (пардон, капиталистической) Москвы. Нужно найти свою Равенну, какой-нибудь захолустный, неприметный, малолюдный русский городишко, новую Гатчину или Царское Село, а ещё лучше - построить в чистом поле город чиновников с земельным округом, без всякого областного управления, как Вашингтон с федеральным округом Колумбия. Не будут легко покупаться депутаты московской пропиской и недвижимостью, не будет столица закрывать всю страну для правительства и не будет той малой родиной, ради процветания которой и управляет оно Россией, и не придется ему быть заложником московских проблем и интриг. Город чиновников и для чиновников - депутатам будет не за что уцепиться, и по истечении срока своих полномочий беспроблемно разъедутся они по домам, стало быть, и баллотироваться будут из желания послужить Отчизне, а не мамоне.

* * *

Учиться, учиться, учиться... Невежеству, невежеству, невежеству. Это и была истинная формула коммунистического «народного» образования.

* * *

Казачество было естественной демократической формой самоорганизации русского народа, а нам всё твердят о нашем тысячелетнем рабстве.

* * *

Казаки, по словам Толстого, построили Россию. Но они же, позволив себе роскошь разделиться и передраться между собой, и проворонили её. Эти христиане забыли Христа, предвещавшего судьбу Дома, разделённого надвое. Но, возродившись сами, они могли бы помочь и возрождению России, тем самым как бы искупив историческую вину своих предков.

* * *

Сатирик-побирушка. Побирается по зрителям, которым льстит, чтобы оправдать их затраты на билеты.

Сатирик, который льстит, - постсоветская генерация сатириков. А чего тогда зритель ржёт в залах набитых; будь перед ним зеркало, завыл бы, небось, заскрежетал бы зубами.

* * *

Не стоит никого считать глупее себя, пока не убедишься в обратном.

* * *

Хлеб писателя - его несчастливо прожитая жизнь. Это та ткань, из которой он дёргает нити для своих холстов, ковров и узоров.

* * *

Все не могут переехать в Москву, смыться в Европу, отчалить в Америку. Значит, надо плюнуть на Москву, послать к чёрту Европу и к чёртовой бабушке Америку - и начинать со своего дома и своего сада: где родился, там и пригодился. И больше ты нигде не нужен, никто тебя нигде не ждёт и добра тебе особенно не желает.

* * *

Чтобы сохранить отношения с некоторыми людьми, нужно опуститься на четвереньки.

* * *

Фашизм, фалангизм и т.п. - это антидот на вирус, бациллу интернационал-социализма (большевизма, коммунизма). Крайняя реакция, чрезвычайная защитная мера национального организма на смертельную опасность разложения нации. Интернационализм - это разделение и стравливание в кровавой усобице двух половин (или частей, отнюдь не всегда равных) народа или нации. (Специфическое учение о непримиримой «борьбе классов».) А потом приходит «третья сила» и «володеет» народом. Худшее состояние общества - гражданская война - самоубийственное состояние народа. И только через такое состояние общества, через его разделение и частичное самоистребление может захватить власть над ним интернационализм. Но народ, ставший нацией, находит средства противостоять этой напасти, иногда и самые крайние. Фашизм - ультима рацио, последний довод нации в самозащите от внутреннего разложения и разрушения, ибо, если дом разделить, он не устоит.

* * *

Кто выше, тот и пригибается; кто умнее, тот и подлаживается. А иначе не будет равенства в отношениях и самой их возможности. Кто сильнее, тот и уступает, чтобы уравнять силы, чтобы избежать конфликтов и выяснения отношений. Кто добрее, тот прощает. А мудрый тот, кто это понимает и поступает соответственно.

* * *

Ну и народ пошёл - всё пьют и всё отмечают. Пасху и Первомай, Новый год и Восьмое марта («международный женский день»), Седьмое ноября (годовщину «Октябрьской революции») и Рождество, а также День торговли и Советской Армии (почему не русской?), День города и День победы, родины, крестины, именины и вообще всё, что под руку подвернётся. Лишь бы наливали, лишь бы в глотку лилось.

* * *

Лирический реализм Тургенева, драматический реализм Толстого, органический реализм Пушкина, саркастический реализм Гоголя, психологический - Достоевского, импрессионистический - Чехова, босяцкий - Горького... Русская натура - натура реалиста, далёкого от реальности и пренебрегающего ею. Только в литературе русский человек счастлив и вполне совершенен. Неудавшаяся жизнь - лучший материал для литературы. Это в литературе мы реалисты, а в жизни - идеалисты, фантазёры, прожектёры, мечтатели. Царство Духа - вот наше царство.

* * *

Расцвет русской культуры в XIX веке был подобен расцвету античной культуры времён Римской империи - и в этом тоже есть принципиальное сходство между двумя рабовладельческими империями. На рабстве взросли они.

* * *

Как Линней систематизировал ботанику, а Менделеев - химические элементы, так и новая периодизация истории России ставит её с головы на ноги и делает понятной, последовательной и вполне европейской. При этом устраняются все чудовищные натяжки, нелепости и ухищрения советской историографии, заставлявшей Солнце вращаться вокруг Земли ради доказательства того, что Советская Россия опередила все народы в историческом развитии.

* * *

Вместо Марксовой теории «классовой борьбы» мы имеем в действительности борьбу стран или наций, богатых против бедных, причём даже самые бедные представители богатой нации кровно заинтересованы в победе своей нации, своей страны, так как с её победой и они станут богаче (и им перепадёт с общего стола, и им подбросят из общего котла) или хотя бы не обеднеют. «Пролетарской» солидарности, «пролетарского» интернационализма отныне не существует, а есть неприкрытый национальный эгоизм и национальная солидарность богатых наций и национальная разобщённость и жестокая конкурентная грызня за благосклонность богатых - бедных.

* * *

Сулла, великий полководец, вынужденно захватил власть, к которой не стремился, чтобы защитить себя и своих сторонников. Он, может быть, сам того не подозревая, указал великому честолюбцу Цезарю, с помощью чего можно добиться высшей власти - с помощью закалённой в боях и преданной армии. Именно сила, а не богатство, на помощь которого рассчитывал великий богач Красс, вознесла Цезаря на вершину власти и могущества. Он был первым, кто открыл эту истину, а открыв, реализовал.

В этом Ленин был подобен Цезарю - он понял, что только с помощью определённой организации, именуемой «партией профессиональных революционеров», можно захватить и, главное, удержать власть в стране, будучи, в сущности, никем, не принадлежа и не имея ни малейших шансов - даже в отдалённом будущем - принадлежать к истеблишменту, а потом, может быть, с дьяволовой помощью, и в мире. И, когда случай представился, он не упустил его - ему было чем хватать и взнуздывать Россию.

*

Ленин открыл то, что было недоступно пониманию Маркса: с помощью чего можно захватить власть, будучи маргиналом. С помощью Партии-Ордена.

* * *

Михаил Булгаков - это наш последний римлянин, как Боэций, последний осколок великой античной русской культуры, занесённый - и в конце концов раздавленный им - в советское средневековье.

* * *

Партию политических уголовников сменила у кормила власти партия уголовного мира.

* * *

Воскресение из мёртвых? - А почему бы и нет? Возник же механизм нашего появления на свет Божий, а почему бы и такому не появиться? Ведь если каждый из нас возникает однажды из ничего, из пустяка, из безделицы, из такого, что и сказать смешно или неприлично, то почему бы снова из чего-то иного или с помощью чего-то иного, более прочного, основательного и солидного нам не возродиться? А?

* * *

У нас время до сих пор ничего не стоит, его не на что с толком потратить, поэтому его и убивают. Вполне средневековое отношение ко времени - его не жалко тратить даже на ведение натурального хозяйства.

* * *

«Мировая революция», «освободительные походы» Красной Армии - это те же крестовые походы, только в обратном направлении: с Востока на Запад. Воевали священную для марксистов страну - Германию, священный для них город - Берлин.

* * *

После того, как два «революционных» толчка развалили рабовладельческую империю, большевицко-«революционно»-уголовный жаргон задавил-засорил русский язык, обиходный и печатно-площадно-публичный.

После крушения средневеково-феодально-советского строя и с приходом к власти переходного режима ставленников криминальной буржуазии жаргон уголовщины опять звучит повсюду - навязчиво, нагло, неприкрыто - все эти тусовки, разборки, беспределы, наезды, крыши и т.п. - и неопровержимо свидетельствует, кто у нас сейчас правит бал. Язык их, враг их, выдаёт их с головой.

* * *

Оделись в косность, как в броню.

* * *

Начиная с Петра III, этого, по выражению его венценосной тётки, «чертушки», и особенно с Екатерины Великой, политика российских императоров была откровенно сначала пропрусской, а затем прогерманской и, как результат, антирусской, потому что Россия собственными руками, направляемыми немцами-императорами, сотворила злейшего своего врага, клеветника и ненавистника.

* * *

Конец Империи. Начало России.

*

Римская империя. Империя Карла Великого. Западная Европа.

Российская империя. Советская империя (Империя Иосифа Сталина). Россия.

*

Это не конец России. Это конец империи. А для России это только начало. Россия стала наконец мононациональным государством и может теперь решать сугубо национальные задачи. Впервые за несколько столетий главные цели России не вовне, а внутри, и главные интересы внутри, и внутренняя жизнь интересует больше, чем то, что творится в Камбодже, Эфиопии, Никарагуа, Штатах. Кажется, мы начинаем становиться нацией, и слава Богу!

*

Сталин - наш Карл Великий и Людовик ХI в одном лице, европейский, средневековый государь, а не восточный деспот, каким его обычно изображают или воображают. По характеру же это, скорее, Тиберий, каким он описан у Тацита. И конец у обоих схожий.

* * *

Истина - что есть смерть и что есть жизнь? Не умерев, не узнаешь, что есть жизнь.

* * *

Живя в Москве, ничего путного не напишешь - что толку в столичной суете?

* * *

Одним мягко стелят, а другим жёстко спать.

* * *

То, что Белинский, Чернышевский, Писарев превратили литературную критику в трибуну, в повод для высказывания и пропаганды своих отнюдь не литературных взглядов и вкусов, изобличает не столько то, что они были их лишены или что те были дурные, а то, что, во-первых, они были, что называется, общественные или - уже, теснее - политические деятели, а во-вторых, то, что для них не было подходящего поприща. Вот и приходилось выбирать между литературой (если ещё и в собственном исполнении, то прямо скверной) и литературной критикой, а поскольку первая мало интересовала сама по себе, будучи лишь поводом для полемики и политический пропаганды, то и вторая, лишённая эстетической основы, демонстрировала их эстетическую глухоту, невменяемость и несостоятельность. Между казённой кафедрой и казённым домом. А им бы чего-нибудь попроще да посподручнее - парламент и парламентские дебаты, к примеру.

* * *

Белинский, Чернышевский, Писарев - они не были ни плохими критиками, ни хорошими, они вообще не были критиками. Они были политическими или - шире - общественными деятелями, лишёнными поприща и даже надежд на него.

* * *

Для одних самое важное - получше устроиться в этой жизни, для других - подготовиться к той. Для одних жизнь - ресторан или кабак, для вторых - бедлам, для третьих - каторга, для четвёртых - спальный вагон, для пятых - просто ночлежка, притон или злачное место, для шестых - театр, варьете, оперетта, а для умных - школа, в которой учатся до самой смерти.

* * *

Тот, кто не пытается выйти за пределы своего чувственного опыта, ссылаясь при этом на данные современной науки, подобен древнему человеку, тоже опиравшемуся на свои представления и полагавшему Землю плоской и центром мироздания - ведь Солнце так очевидно перемещалось каждодневно по небосводу, а Земля так очевидно покоилась.

*

Видимое - обманчиво, невидимое - возможно. Мир не всегда такой, каким мы его видим. Для полноты и, главное, истинности картины нам всегда не хватает знания о большей его части. Мы обречены видеть только то, что нам показывают.

* * *

Нация вымирает, сокрушаются одни. Нация здоровеет, радуются другие. А на самом деле ни то, ни другое - нация формируется.

* * *

Народ - сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими - наплевать.

* * *

Вышли мы все из народа - и поэтому хорошо знаем ему цену.

* * *

Кто безрукий, а кто и безголовый. Но насколько же больше безголовых.

* * *

В хозяйственном отношении раннее средневековье было
отступлением по сравнению с богатством и разнообразием хозяйственной жизни рабовладельческого Рима. Но человек-то стал свободнее. Переход к относительно большей свободе был оплачен общим снижением уровня жизни. Такова была плата за переход от личной несвободы к относительной свободе. Но эта личная, пусть и ограниченная, свобода позволила в дальнейшем намного превзойти античный уровень благосостояния. А добившись полной личной свободы, европейцы, в большинстве своём, смогли превзойти другие народы в материальном достатке. От несвободы к свободе - вот формула развития того или иного человеческого сообщества, если рассматривать его историю с точки зрения сугубо материальной.

* * *

То, что легче всего даётся тебе, то, что само идёт в руки, к чему больше всего ты склонен, к чему больше всего лежит душа - то и твоё, этим и занимайся, к этому и стремись, не уклоняйся от того, что само льнёт к тебе. Не старайся переломить, перебороть себя - что не твоё, всё равно не дастся, а если и дастся, то так, что лучше бы и не давалось вовсе. Если не знаешь, чем заняться, к чему склониться, что предпочесть, чтобы потом не жалеть и не мучиться всю жизнь, присмотрись к себе, прислушайся повнимательнее - душа не обманет, а, как лошадь заплутавшего всадника, с отчаяния положившегося на её чутьё, выведет на нужную дорогу.

* * *

Стержневой принцип управления и управлявших Советской империей - быть для чужих лучше, чем для своих. Оттого-то она и рухнула - своим в ней было хуже, чем чужим.

* * *

Дураки не хотят учиться - ни на чужих ошибках, ни на своих. И потому постоянно повторяют их - и свои, и чужие. Дурак - на ум ленив. А дурость - плата за леность ума. Проще сотворить что-нибудь не подумавши - велика беда! - пусть у других голова болит, как исправить содеянное.

* * *

У нас нет критики - одни клакеры и кланцы. А то, что когда-то ею считалось или называлось, редко когда подымалось выше выставления оценок (за содержание, направление и поведение), непрошеного толмачества (в основном с русского на русский) и бестолкового, но себе на уме и небескорыстно-пристрастного путеводительства по садам российской словесности.

* * *

Пример Пилата. Из карьерных, личных, низких соображений отдают невинного человека на лютую смерть. Доля, участь домогающихся чинов и карьеры через службу. Бремя судить и осуждать других. Сколь отягощена совесть таких людей.

* * *

Стабильность американского общества (какая там нация!) обеспечивается за счёт остального - прежде всего третьего - мира, его сверхэксплуатацией...

* * *

«Идёт охота на волков». Но кто травил автора (Высоцкого)? Его просто замалчивали. Вот Булгакова травили. Истово. Завидовали. Искренно. Искренно, от души и травили. Честный, не прислуживаешь, не гнёшься, не ползаешь на брюхе, а живой, гад! А мы!!!

* * *

Наши писатели-юмористы-сатирики. И почитают, и с публикой пообщаются, и на руках походят, и корову изобразят, и чечётку выбьют, и на саксофоне подудят. Лишь бы платили. Сатирики - теперь сами объект сатиры.

* * *

Ранние браки выдают митрофанушек.

* * *

Безбожие - религия безумцев, спесивых безумцев.

*

Атеизм - религия гордецов, безумных гордецов.

* * *

Стыдно быть богатым в нищей стране.

* * *

Пусть чужим будет лучше, чем своим; чужие ближе, дороже, а свои подождут, не сдохнут - вот чем всегда руководствовались в своей национальной политике интернационал-социалисты.

Пусть своим будет лучше, а на чужих наплевать, обдерём их как липку, оберём до нитки, а там пусть хоть подыхают - а это уже руководящий принцип национал-социалистов.

* * *

Большевицкая атеистическо-безбожная пропаганда была рассчитана на детский возраст, на детское восприятие.

* * *

Марксизм и атеизм - две ловушки, в которые попалась простодушная Россия. А потому угодила в ловушку либерализма. И ещё одна ловушка припасена для неё - антисемитизм. Но в неё Россия, слава Богу, не попадала и, даст Бог, не попадёт.

* * *

Человек не будет никогда удовлетворён своим положением потому уже, что смертен. Нам хватает ума понять это, но недостаёт мудрости с этим смириться.

* * *

Ради сохранения власти заботятся о тех, от кого зависят непосредственно, - о госслужащих-чиновниках, генералитете и элитных воинских частях (гвардии, преторианцах, янычарах), полиции, тайной полиции, рабочей аристократии... А остальные выживают как могут, брошенные на произвол судьбы, - о народе у нас всегда заботились постольку, поскольку не могли без него обойтись. Народ, как водится, - пушечное мясо реформ, вечный навоз истории.