Валентин Грудев

14 июля 2007 г.

Трезвые мысли


Валентин Грудев почти всегда интересно мыслит, потому что это трезвая, христианская мысль.

Это по-хорошему русское "любомудрствование". Самая беспристрастная история не обнаруживает у атеизма в России ничего, кроме разрушительности, стало быть — антирусскости.

Ни намёка не то что на шовинизм, но и на квасной патриотизм у Грудева нет, он и здесь, в суждениях о русских и России, так же трезв и критичен. Любовно, горестно критичен.

Тем не менее он прав. Атеизму не надо "воинствовать" — это уже большевистская, сталинская дегенеративность. Атеизму достаточно быть атеизмом, чтобы разрушать "русский дух".

Истина такова, что Россия — верующая, православная страна. Желчь Белинского: о ком русский мужик рассказывает похабную сказку?! о попе, поповой дочке и поповом работнике!.. — расходовалась зря, поскольку эти сказки совмещались у мужика с искренней религиозностью. Но и у того же Белинского, и у записного материалиста Герцена — не редкость признания в любви к Евангелию и Христу. Вся же действительно национальная философия была у нас только христианской.

Автора занимает феномен дурака. Самый грустный тип — дурак учёный. Почитаешь-почитаешь иного академика в звёздах и лентах и подумаешь: "Старый человек, жизнь прожил, а, прости Господи, ума не нажил!.."

Круг интересующих автора проблем и широк, и разнообразен. Этому кругу не даёт рассыпаться, делает его книгой магнетизм основополагающей для Грудева мысли: "Честный, порядочный человек не может быть нерелигиозен"...